Доступная среда


 

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Нормативно-правовая база

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Наличие детей с ОВЗ и организация деятельности в группах общеразвивающей направленности

В МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» организована работа двух групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5-6 лет и 6-7 лет, которые посещают 36 воспитанников.

В образовательной организации воспитываются 5 детей с ОВЗ (нарушение речи), которые посещают группы общеразвивающей направленности согласно возрасту и получают логопедическую помощь на логопункте.

Детей-инвалидов нет.

Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты МДОУ через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Условия для воспитательно-образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ОВЗ разработана Адаптированная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» на основе программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Н.Г. Чиркиной, Т.Б. Филичевой. Программа определяет содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В дошкольном учреждении функционирует психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПк). Его целью является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей дошкольного учреждения и в соответствии с социальным заказом, специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Помещения для организации образовательного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья

В МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» имеются помещения, которые используются для коррекционной работы с детьми с ОВЗ: кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы. Все помещения оснащены разнообразными дидактическими пособиями, которые используются в ходе коррекционно-развивающей работы специалистов.

Организация питания воспитанников и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Персонал пищеблока дошкольного учреждения обеспечивает воспитанников с ОВЗ полноценным четырех разовым питанием.

Условия охраны здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ обеспечивается следующими условиями:

  • здание детского сада оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, которая обеспечивает звуковое информирование об опасности;
  • для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации в детском саду функционирует медицинский кабинет. Он оснащен оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. На основании заключённого договора медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляет медицинский персонал ОБУЗ «Железногорская городская больница № 1» КЗКО;
  • разнообразие и смена видов деятельности;
  • разнообразие, вариативность и безопасность дидактических материалов;
  • использование здоровьесъберегающих технологий.

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для воспитанников с ОВЗ могут быть представлены на официальном сайте дошкольного учреждения, на котором существует версия для слабовидящих.

Для работы с детьми с ОВЗ используются современная компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), мультимедийная установка.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.